Перечитывая Гиппократа

Про отца медицины говорят так: «Гиппократу выпала честь вырвать медицину из святилища и вывести ее на ясный путь». Этот путь уже в древние времена сделал медицину «благороднейшей из всех искусств». И так велика сила заветов Гиппократа, что и сегодня кажется: как мало различий между мудростью и медициной. И все, что «ищется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей…»

В течение года мы знакомили наших читательниц с поучениями традиционной китайской медицины относительно поведения в череде сезонов годового цикла, советовали, как регулировать природные энергии сырости и сухости, холода, ветра и жара. Удивительно, как переплетаются античный и восточный взгляды на медицину. Вот что мы читаем у Гиппократа: «Кто захочет исследовать медицинское искусство правильным образом, должен сделать следующее: прежде принять в рассмотрение времена года, в чем каждое из них имеет силу...

Зимою тело наполняется слизью, это ясно видно из того, что зимою наиболее выплевывают и высмаркивают все слизистое, именно в это время года наиболее появляются белые опухоли и другие флегматозные болезни. Но весною хотя в теле еще имеет силу слизь, но уже возрастает кровь, потому что уж и холода ослабляются и дожди наступают. И потому знай, что люди в весеннее и летнее время особенно поражаются дизентериями, и у них течет из носа кровь, и они наиболее горячи и красны. Летом также кровь еще в силе, но в теле поднимается желчь и усиливается до осени. А продолжение осени кровь рождается в малом количестве, потому что ее природе осень противна… И самым очевиднейшим доказательством этого служит то, что если ты захочешь дать одному и тому же человеку одно и то же лекарство четыре раза в году, то зимою он будет извергать тебе главным образом слизистое, весною же влажное, летом желчное, а осенью самое черное».

Что же рекомендует нам осенью Гиппократ? «Осенью же яства должно употреблять в большем количестве и более сухие и также точно рыбу и мясо, напитки же в меньшем количестве и менее разбавленные, чтобы зима была для человека хороша; и напитками пусть пользуется более чистыми и в меньшем количестве, а яствами как можно более обильными и сухими. В самом деле, от этого он будет… меньше всего будет зябнуть, так это время года очень холодное и влажное».

Много сходства во взглядах античной и восточной медицины также относительно влияния на человеческое здоровье ветров и дат календаря. Так, в традиционной китайской медицине принято говорить о «благодетельных» ветрах Ба-Фэн, целебные свойства которых определяются астрономическими событиями и географическими координатами. С первого дня весны (с 1 по 14 марта) «благодетельными» считаются ветры, дующие с северо-востока, а со дня весеннего равноденствия (22 марта) на протяжении двух недель – восточные ветры. Соответственно с 1 июня целебны юго-восточные, а с 22 июня – южные ветры. Осенью, с 1 сентября, оздоравливают юго-западные, а с 22 сентября – западные ветры. С первого дня зимы (с 1 декабря) помогут укрепить здоровье северо-западные, а с 22 декабря – северные ветры.

Много говорится о влиянии географического положения и направления ветра на здоровье человека и в трактате Гиппократа «О воздухе, водах и местностях».

«…Те города, которые расположены на запад и защищены от ветров, дующих с востока, и легко обдуваются как теплыми, так и холодными с севера, – эти города по своему положению наиболее подвержены болезни… В продолжение лета утром дуют холодные ветерки и падает роса; в остальное время солнце, опускаясь, прямо варит людей. Поэтому, естественно, они бесцветны и слабы, имеют голос грубый и хриплый по причине воздуха, который там бывает по большей части нечистым и нездоровым, ибо он мало очищается северными ветрами, так как эти ветры дуют непостоянно... Относительно ветров благодетельных и неблагодетельных, дело обстоит таким образом».

Вот уж, действительно, у природы нет плохой погоды. Посмотрите на календарь, затем на флюгер и вперед за здоровьем!

О воздухе, водах и местностях

Сегодня, во времена политкорректности, а также миграций и мегаполисов, в качестве сказа для снов добрых, перечитываю трактат «О воздухе, водах и местностях» отца нашего, медицины основателя. «Поэтому если кто придет в незнакомый ему город, он должен обратить внимание на его положение, для того чтобы знать каким образом он расположен к ветрам и восходу солнца,..как обстоит в городах дело по отношению к водам,..и на самую землю должно обращать внимание..»

«Действительно, есть некоторые натуры, похожие на места гористые, лесистые и водянистые, а другие – на места голые и безводные; некоторые носят натуру лугов и озер, а некоторые подходят к природе равнины и мест обнаженных и сухих…»  Вот так, похоже и зарождалось учение о типах конституций, которое особенно тщательно разработано в древней индийской медицине – Аюрведе.

«Что касается времен года и внешнего вида людей, то народ скифский во многом отличается от остальных людей, а сам на себя похож так же точно, как египетский….по внешнему виду скифы толсты, мясисты, нерасчленены, влажны и слабы; желудки у них наиболее влажные из всех; да и не может, в самом деле, живот осушиться в стране при такой природе и таком состоянии времен года. Но вследствие тучности и гладкости тела по внешнему виду все похожи друг на друга…Скифский народ вследствие холода – красно-желтого цвета, так как сильное солнце к нему не приближается. От холода же белизна иссушается и переходит в желтизну. Такая природа не может быть плодовитою. И действительно, мужья не испытывают большого желания соития по причине влажности природы, мягкости и холодности живота, вследствие чего, естественно, весьма мало могут предаваться половой любви. Да кроме того, трясясь все время на лошади, они делаются слабыми для соития : у мужчин – таковы причины бесплодия, у женщин же – ожирение и влажность..Кроме того, многие в Скифии становятся евнухами; исполняют женские обязанности и, как женщины делают и говорят, называют их немужественными..»

Ах и увы. Пусть сегодня мы трясемся не на лошадях, но в самодвижущихся повозках – разве стали от того более плодовитыми? Согласно официальной статистике каждая пятая семья бесплодна. Может быть виной всему та самая Влажность природы нашей? Во времена Гиппократа с таковой боролись прижиганием и кровопусканием, а позже, во времена Рима – приемом рвотных средств, дабы удалить сырость из «влажного желудка». Еще недавно деды наши регулярно выводили сырость с помощью продолжительных банных процедур и употребления в пищу горьких редьки, репы и хрены, ну а мы, изнеженные, от лености нашей, пьем в болезни сладкий чай с малиной и потеем под одеялом..А ведь говорит нам Гиппократ: «И от покоя и лености возрастает трусость, а от упражнения и трудов – храбрость»

Мудрость одна для Европы и для Азии. Согласно положениям Аюрведы, большая часть простуд вызывается замутненной Влажностью – загрязненной Капхой. Место, где коренится Капха-Влажность – желудок. Симптомы ее загрязнения таковы: густая слизь, скапливающаяся в горле, покрывающая налетом язык; слюна тянется нитью, кислый или соленый привкус во рту; ощущение тяжести и усталости, затрудненное дыхание, тупая боль во всем теле. Вроде и не болезнь еще, но уже и не здоровье. Если нет храбрости и сил дойти до бани или спортзала, то из домашних средств Аюрведы помогут «вывести излишнюю влагу из желудка» следующие осушающие отхаркивающие травы и специи: горчица, гвоздика, сухой имбирь, кардамон, корица, кожура апельсина, перец, а также шалфей, аир и девясил.

Вот такая профилактика простуд, а также уравновешивание собственной природы на фоне грядущей непогоды, причем в прямом соответствии с наставлениями Гиппократа, у которого читаем: « .. вместе с временами года изменяются желудки и болезни людей »

 

Доктор ВОРОНЦОВ