Про отца медицины говорят так:
«Гиппократу выпала честь вырвать медицину из святилища и вывести ее на ясный
путь». Этот путь уже в древние времена сделал медицину «благороднейшей из всех
искусств». И так велика сила заветов Гиппократа, что и сегодня кажется: как
мало различий между мудростью и медициной. И все, что «ищется для мудрости, все
это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость,
скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность,
изобилие мыслей…»
В течение года мы
знакомили наших читательниц с поучениями традиционной китайской медицины
относительно поведения в череде сезонов годового цикла, советовали, как
регулировать природные энергии сырости и сухости, холода, ветра и жара. Удивительно,
как переплетаются античный и восточный взгляды на медицину. Вот что мы читаем у
Гиппократа: «Кто захочет исследовать медицинское искусство правильным образом,
должен сделать следующее: прежде принять в рассмотрение времена года, в чем
каждое из них имеет силу...
Зимою тело наполняется
слизью, это ясно видно из того, что зимою наиболее выплевывают и высмаркивают
все слизистое, именно в это время года наиболее появляются белые опухоли и
другие флегматозные болезни. Но весною хотя в теле еще имеет силу слизь, но уже
возрастает кровь, потому что уж и холода ослабляются и дожди наступают. И
потому знай, что люди в весеннее и летнее время особенно поражаются
дизентериями, и у них течет из носа кровь, и они наиболее горячи и красны.
Летом также кровь еще в силе, но в теле поднимается желчь и усиливается до
осени. А продолжение осени кровь рождается в малом количестве, потому что ее
природе осень противна… И самым очевиднейшим доказательством этого служит то,
что если ты захочешь дать одному и тому же человеку одно и то же лекарство
четыре раза в году, то зимою он будет извергать тебе главным образом слизистое,
весною же влажное, летом желчное, а осенью самое черное».
Что же рекомендует нам
осенью Гиппократ? «Осенью же яства должно употреблять в большем количестве и
более сухие и также точно рыбу и мясо, напитки же в меньшем количестве и менее
разбавленные, чтобы зима была для человека хороша; и напитками пусть пользуется
более чистыми и в меньшем количестве, а яствами как можно более обильными и
сухими. В самом деле, от этого он будет… меньше всего будет зябнуть, так это
время года очень холодное и влажное».
Много сходства во взглядах
античной и восточной медицины также относительно влияния на человеческое
здоровье ветров и дат календаря. Так, в традиционной китайской медицине принято
говорить о «благодетельных» ветрах Ба-Фэн, целебные свойства которых
определяются астрономическими событиями и географическими координатами. С
первого дня весны (с 1 по 14 марта) «благодетельными» считаются ветры, дующие с
северо-востока, а со дня весеннего равноденствия (22 марта) на протяжении двух
недель – восточные ветры. Соответственно с 1 июня целебны юго-восточные, а с 22
июня – южные ветры. Осенью, с 1 сентября, оздоравливают юго-западные, а с 22
сентября – западные ветры. С первого дня зимы (с 1 декабря) помогут укрепить
здоровье северо-западные, а с 22 декабря – северные ветры.
Много говорится о влиянии
географического положения и направления ветра на здоровье человека и в трактате
Гиппократа «О воздухе, водах и местностях».
«…Те города, которые
расположены на запад и защищены от ветров, дующих с востока, и легко обдуваются
как теплыми, так и холодными с севера, – эти города по своему положению
наиболее подвержены болезни… В продолжение лета утром дуют холодные ветерки и
падает роса; в остальное время солнце, опускаясь, прямо варит людей. Поэтому,
естественно, они бесцветны и слабы, имеют голос грубый и хриплый по причине
воздуха, который там бывает по большей части нечистым и нездоровым, ибо он мало
очищается северными ветрами, так как эти ветры дуют непостоянно... Относительно
ветров благодетельных и неблагодетельных, дело обстоит таким образом».
Вот уж, действительно, у
природы нет плохой погоды. Посмотрите на календарь, затем на флюгер и вперед за
здоровьем!
О воздухе, водах
и местностях
Сегодня, во времена политкорректности, а также миграций и
мегаполисов, в качестве сказа для снов добрых, перечитываю трактат «О воздухе,
водах и местностях» отца нашего, медицины основателя. «Поэтому если кто придет
в незнакомый ему город, он должен обратить внимание на его положение, для того
чтобы знать каким образом он расположен к ветрам и восходу солнца,..как обстоит
в городах дело по отношению к водам,..и на самую землю должно обращать
внимание..»
«Действительно, есть некоторые натуры, похожие на места
гористые, лесистые и водянистые, а другие – на места голые и безводные;
некоторые носят натуру лугов и озер, а некоторые подходят к природе равнины и
мест обнаженных и сухих…» Вот так,
похоже и зарождалось учение о типах конституций, которое особенно тщательно
разработано в древней индийской медицине – Аюрведе.
«Что касается времен года и внешнего вида людей, то народ
скифский во многом отличается от остальных людей, а сам на себя похож так же
точно, как египетский….по внешнему виду скифы толсты, мясисты, нерасчленены,
влажны и слабы; желудки у них наиболее влажные из всех; да и не может, в самом
деле, живот осушиться в стране при такой природе и таком состоянии времен года.
Но вследствие тучности и гладкости тела по внешнему виду все похожи друг на
друга…Скифский народ вследствие холода – красно-желтого цвета, так как сильное
солнце к нему не приближается. От холода же белизна иссушается и переходит в
желтизну. Такая природа не может быть плодовитою. И действительно, мужья не
испытывают большого желания соития по причине влажности природы, мягкости и
холодности живота, вследствие чего, естественно, весьма мало могут предаваться
половой любви. Да кроме того, трясясь все время на лошади, они делаются слабыми
для соития : у мужчин – таковы причины бесплодия, у женщин же – ожирение и
влажность..Кроме того, многие в Скифии становятся евнухами; исполняют женские
обязанности и, как женщины делают и говорят, называют их немужественными..»
Ах и увы. Пусть сегодня мы трясемся не на лошадях, но в
самодвижущихся повозках – разве стали от того более плодовитыми? Согласно
официальной статистике каждая пятая семья бесплодна. Может быть виной всему та
самая Влажность природы нашей? Во времена Гиппократа с таковой боролись
прижиганием и кровопусканием, а позже, во времена Рима – приемом рвотных
средств, дабы удалить сырость из «влажного желудка». Еще недавно деды наши
регулярно выводили сырость с помощью продолжительных банных процедур и
употребления в пищу горьких редьки, репы и хрены, ну а мы, изнеженные, от
лености нашей, пьем в болезни сладкий чай с малиной и потеем под одеялом..А
ведь говорит нам Гиппократ: «И от покоя и лености возрастает трусость, а от
упражнения и трудов – храбрость»
Мудрость одна для Европы и для Азии. Согласно положениям
Аюрведы, большая часть простуд вызывается замутненной Влажностью – загрязненной
Капхой. Место, где коренится Капха-Влажность – желудок. Симптомы ее загрязнения
таковы: густая слизь, скапливающаяся в горле, покрывающая налетом язык; слюна
тянется нитью, кислый или соленый привкус во рту; ощущение тяжести и усталости,
затрудненное дыхание, тупая боль во всем теле. Вроде и не болезнь еще, но уже и
не здоровье. Если нет храбрости и сил дойти до бани или спортзала, то из
домашних средств Аюрведы помогут «вывести излишнюю влагу из желудка» следующие
осушающие отхаркивающие травы и специи: горчица, гвоздика, сухой имбирь,
кардамон, корица, кожура апельсина, перец, а также шалфей, аир и девясил.
Вот такая профилактика простуд, а также уравновешивание
собственной природы на фоне грядущей непогоды, причем в прямом соответствии с
наставлениями Гиппократа, у которого читаем: « .. вместе с временами года
изменяются желудки и болезни людей »
Доктор ВОРОНЦОВ