Пять сезонов года в метафорах пяти элементов У-син

 

Холодок по спине или метафоры зимних страхов

       

 «В Китае, как ты знаешь, и сам император и  все  его подданные -  китайцы...

                                                                                                              ( Г.Х. Андерсен «Соловей»)

                         

        Наш разговор о метафорах. Вы спросите почему столько внимания мы уделяем этой теме? Дело в том, что, в силу неясных причин, по завершении «золотого века», «развитая часть» человечества избрала в качестве мерила успеха пресловутую материальную выгоду, сделав, таким образом, ставку на Ян, на логику и “левополушарную деятельность”. Однако небрежение к метафорическому, правополушарному мышлению и прочим “сантиментам” выглядит как покушение на законы, поддерживающие гармонию мироздания. Высшие законы обойти нельзя, и, подчиняясь закону всеобщих превращений, “вещи достигнув предела переходят в свою противоположность”. С некоторых пор рассудочная деятельность “человека играющего” стала граничить с безрассудством. Таковы следствия “левого уклонизма”. Мы же пробуем “вывернуть штурвал” вправо. На сей раз наш разговор об элементе Вода, которому присущи зимний сезон  и свойство Холода, а из органов своя пара Инь-ян: почки и мочевой пузырь.  

          Зима. Застывшая вода, треск мороза и звон созвездий в зимней ночи. Ночь года. Сон под вытканным из шестиугольных снежинок покровом. Подобно тому как аморфная текучая иньская влага нектара и соков, запрятана в янские, напоминающие кристаллы, пчелиные соты, сладкая нега жизни укрыта снежными сотами. Самая компактная упаковка. Вот он - предел. Инь обращается в Ян. «Время сезонное» свернулось, сжалось в точку и... повернуло от смерти к новому рождению.

       Зима - время сосредоточения,  время «собирания камней» - разглядывания кристаллов, исчисления орбит новой жизни. Волшебный сон, в котором происходит преображение тела и сознания. Проснешься - не проснешься? Переживем зиму, али нет? Доведется ли по завершении ночи произнести слова благодарственной молитвы? 

     Устрашающие видения, спящей в холодном саркофаге куколки. Чем закончится светопреставление? Взойдет ли в зенит солнце, придет ли царевич-свет? Спящая царевна во хрустально-ледяном гробу,  в безвременьи, в ожидании  Елисея, - елей проливающего и любовь сеящего.

    Сидя под наряженной елкой, открываю книгу Полины Рожновой и «проваливаюсь» в старину. Язык повествования завораживает, как голос мамы, читающей сказку перед сном.

   От Рождества до Крещения длятся зимние святки. Ряженые кудесничают, гонят порчу, здоровье охраняют. Солома, вытряхнутая из постелей полыхает на кольях - так сжигают болезни и страхи, мрак гонят. А  в Васильев вечер, что «страшные» январские вечера зачинает - голова поросячья на столе - жуть! В северных губерниях к этому времени лепешки в виде коровок да козулек пекут: «Идет коза рогатая за малыми ребятами...» Чего уж пугать, и так страшно! А чего страшно-то, солнце-то  на лето повернуло? Может и дотянем до весны-света?

    Январские-святочные страхи подобны испугу младенца, еще не просохшего от вод Великой Реки Превращений, еще так близкого к Богу, с трудом привыкающего к гравитации, к кресту жизни. Чуждый, непривычный мир форм. Страхи, как «мучения прокрустова ложа». От неуверенности, от неопытности, от шаткости положения они. Из-за них все-то не так, и первый шаг и первый блин  - всегда бесформенным комом.

    В выстуженной избе не хочется вылезать из теплой постели, «приятно думать на лежанке», но внутри уж что-то  «нудит  и просит». Жизнь строится  из желаний, и предвесеннее смутное желание уж томит, пугая чем-то старозаветным и доисторическим, «темным, мохнатым и рогатым»  - из глубин подсознания. Может и отсюда тоже страхи?

     В Дхаммападе, в главе о приятном про истоки страха  сказано так: «Из желания рождается печаль, из желания рождается страх; у того кто освободился от желания, нет печали, откуда страх?»

 

       Вздрагивает зябнущее тело. От холода да от страха - волосы дыбом - гусиная кожа.. «День Кура и Курки» в середине января. Холодно ли тебе девица? Холодно ли тебе красная? Ну да ладно, довольно, уж иней на ресницах выпал от разговоров таких.

     А как все же согреваться-то? Можно - поцелуями, от коих «роза Севера цветет в пыли снегов», а можно... Простите, занесло, кажется, в соседствующую с глубинами подсознания, куртуазность. Занесло, запорошило, заморозило, - ни зги, ни колеи. Остановим на время поток сознания космически-метафорического и «включим уютный рефлектор» левого рассудочного полушария.

 

        Пока банька не топлена, можно согреться «через желудок». В китайской народной медицине существует подразделение продуктов питания, в зависимости от «теплообразующих свойств». Согреться изнутри помогут «жаркие продукты», такие как перец, горчица и лосось, и «продукты теплой природы»: имбирь, петрушка, чеснок, абрикос, тыква, гранат, персики, абрикосы, финики, грецкий орех,  рыба толстолобик (наверно потому она и недешева, что согревать умеет), курица и баранина, козье молоко и гусиные яйца, алкоголь и ...уксус.

      Понятное дело, речь идет о вкусном, домашнего приготовления уксусе. В 80-е годы в приличных московских домах хорошим тоном считалось в холодную пору года потчевать гостей собственноручно изготовленным, по рецепту Джарвиса, яблочным уксусом с медом. Ратуя за лечение яблочным уксусом,  Д.Дж. Джарвис не «открыл Америки», но лишь обратил внимание на натуральное средство, которое изобрели еще в незапамятные времена. Лечебные свойства яблочного уксуса обусловлены содержащимися в нем, минеральными веществами, витаминами и органическими кислотами, прежде всего уксусной кислотой, которая и сама по себе имеет пищевую ценность. Натуральный яблочный уксус «натурально» сохраняет летнее, любовное тепло яблок.

         Чтоб не мерзнуть, зимой нужно хорошо питаться, и дело не только в калориях, в частности в жирах, которые мы запасаем впрок на зимний период подобно медведями. И тут нужно   «вспомнить» пищевые субстанции, которые помогут поддерживать «огонь в топке обмена веществ». Так, зябкость тела, наряду с «торможением мыслительного процесса» имеет место, например, при дефиците йода, поскольку щитовидная железа без йода «скучает», и по этой причине слабеет возжигаемый ею «метаболический огонь». При дефиците калия также отмечается повышенная чувствительность к холоду - «горячительного» хочется и конечности мерзнут.

     Для многих из нас зима - это стресс, а  в первой фазе стресса, во время так называемой «реакции тревоги», повышается потребность в калии. Потребление натрия в это время, наоборот, лучше ограничить. В упрощенном или простонародном варианте это означает - больше печеной картошки на столе и меньше поваренной соли, а если уж солить, то солью с йодатом калия, известной как «йодированная соль».

     Чувствительность к холоду повышается при дефиците железа или магния. Железо используется в организме для построения гемоглобина - красного пигмента кровяных телец. При нехватке железа развивается малокровие, а малокровным особам  и летом бывает зябко. Что касается дефицита  магния, то при его нехватке многие процессы в организме словно «спастически замирают» - цепенеют, даже температура тела может понижаться.

    Зимой все цепенеет в ожидании, будь то вовне или внутри. Цепенеет и выживает первичными инстинктами. Жизнь в яйце, жизнь в коконе. Дремота плода в материнском чреве, который все-то слышит из своего космоса, но пребывает в самодостаточной отстраненности своего микрокосма. Лишь ближе к родам,  - к весне, слышится  «постукивание в стены».

   Оцепенение и страх  - извечные соседи. В детский период развития человечества, древние греки пытались «разобраться» со своими страхами отнюдь  не только с помощью разившего чудищ Геракла. Чтобы вытащить страхи из глубин подсознания на «поверхность разума», на солнечный свет сознания, им пришлось «классифицировать» страхи, разбив «страх изначальный» на три  вида: «Фобос», «Павор», «Тимор».

       «Устроившись поудобнее с чашкой чая в руках», а чай мы заварим «зимний», с добавлением чего-нибудь согревающего (корицы, кардамона, имбиря) или же из трав, рекомендуемых Аюрведой для укрепления почек и мочевого пузыря (алтей, кориандр, толокнянка), продолжим наши «греческие изыскания зимней поры». Попробуем отыскать 5 видов страха, соответственно лепесткам сливы мей-хуа или пяти  элементам системы У-син. Ведь в каждом элементе присутсятуют  все остальные, создавая подобие матрешки или голографическуой  модельк, а на Востоке это называют – «элемент в элементе»

       Зимой правит элемент Вода, которому присущ следущий «набор атрибутов»: холод, зима, ночь, почки, эмоция - страх, обратной стороной которого является... галантность. Этот страх из страхов трах зимней поры похожий на древнегреческий фобос. Это страх утраты целостности, стержня и хребта,  костылей и подпорок, закона и правил. Может быть отсюда - уважение к формальностям и традициям у «галантных мафиози в законе», и не отсюда ли - приверженность вновь создаваемым ритуалам у «наших новых мачо»? Это и «собственно почечный страх» -  страх «застуженных или отбитых почек», страх холодно-ледяной воды, открытых пространств и высоты - всего что напоминает о бренности и суетности существования.

       Элементу Дерево, с его атрибутами (ветер, весна,  утро, печень, эмоции «гнева или слащавой доброты», соответствует страх «ветра перемен», который похож на греческий «павор» или итальянскую «пауру». Это боязнь непредсказуемости и новизны, возможного провала на экзамене или гнева эксплуатирующей «любовную зависимость» супруги. Вбирает голову в плечи старик - «молчу, молчу...», но лишь « пуще прежнего гневается старуха...»

      Элементу-лепестку Огонь, управляющему теплом, летом, полднем, сердцем, эмоциями ненависти и любви, судя по всему должен соответствовать  греческий «Тимор». Это страх «вперемежку с волнением», подобно страху накануне первого свидания или бала. Это страх утраты уважения любимого существа, страх несоответствия высоким ожиданиям учителя или наставника.

      Потеря гармонии в элементе Земля, которому соответствуют: Сырость, конец лета и пора межсезонья, конец «рабочего дня», а из органов - селезенка и поджелудочная железа, может проявиться в эмоциональной сфере в виде беспокойства, странным образом чередуемого с открытостью «на распашку». Это беспокойство похоже на «суетливую боязнь» мелкого чиновника, подобную переполоху вспорхнувшей воробьиной стаи. Боязнь не успеть, не выдержать темпа жизни, боязнь отстать и потеряться, боязнь получить меньше еды из кормушки. Подобный страх руководит детьми в группах и птенцами в гнездах, где как известно, отношения выясняются из страха в весьма  жесткой форме.

    Лепестку- элементу Металл, которыму согласно системе У-син сответствуют - физический фактор Сухость, а также сезон - осень, орган егкие, эмоция - «печаль, обращаемая в смелость» - судя по всему должен быть присущ страх отлучения от тепла, от теплой влаги, от материнского соска. Это боязнь «засохнуть в одиночестве», страх умереть не на миру, где смерть красна, а «бесследно сгинуть в степи». В эпоху металла все хотят «засветиться» так или иначе. Засветиться и прявиться любым образом, пусть даже «по геростратовски», но только чтобы выделиться из безликой толпы. Увы, это всего лишь страх утраты эго, своего футляра, подобный  страху куска рафинада, отождествляющего себя со своей формой в предчувствии неизбежного растворения во вселенском киселе...

   Такой вот получился у нас рой страхов. Каждый из них нарушает гармонию мироощущения, лишает покоя и здоровья. Вообще, любая из чрезмерных, неконтролируемых эмоций «в цикле пяти лепестков» может привести к  той или иной болезни, в зависимости от генетически обусловленной Ахилессовой пяты или locus minoris resistentiae - «места наименьшего сопротивления». Потому что любой страх  это, прежде всего, стресс. Узловымй механизмом в развитии стресса являются надпочечники или почки - в интерпретации китайской традиционной медицины. Считается, что Почки собирают и хранят наследственную энергию (Юань-ки), которая поддерживает  жизнь от момента зачатия и до самой смерти.  Таким образом почки - это «обитель инстинктов продолжения рода и выживания». При изобилии энергии Ки почек - наша жизнь исполнена мудрости и плодовитости, полноценна и продолжительна, а творческие способности - бьют ключом.

    Почки не только регулируют водный обмен, но и ведают «рудиментарным вегетативным механизмом», аналогичным функциям гипоталамуса, гипофиза и надпочечников. У примитивных, то есть совсем простых, живых существ почки вообще являются чем-то вроде мозга. Развиваясь в материнском чреве, плод проходит последовательно все стадии эволюции, начиная свой «путь восхождения» с одноклеточных существ, с оплодотворенной яйцеклетки. Сегодня, когда родителям не терпится еще до рождения определить пол ребенка, на «экране УЗИ» они могут видеть зримое воплощение биогенетического закона Э. Геккеля - «онтогенез есть повторение филогенеза». Звучит просто, но воображение поражает. Это означает, что в сформировашемся и готовом появиться на Божий свет организме незримо присутствуют все  живые твари!

     Почки  - символизирут самовоспроизведение. Если  почки слабеют, то наблюдаются нарушения в работе репродуктивной системы: бесплодие  и нарушения сексуальности, поллюции и недержание мочи и прочие неприятности, поскольку именно почки «регулируют» «передние и задние отверстия тела». Китайцы говорят, что почки открываются в ухо, поэтому  «ослабление почек» сопровождается шумом в ушах и снижением слуха. И в самом деле, ухо человека по форме напоминает почку. На ушной раковине есть проекции всех органов нашего тела, как будто бы там располагается (головой вниз, как в материнской утробе) маленький человечек - эмбрион.

           При заболевании ушей и снижении слуха в Аюрведе рекомендуется выполнение мудры «Небо», благодаря чему не только улучшается слух, но устанавливается связь с «верхним человеком».

      Согните средний палец так, чтобы он касался основания большого пальца и прижмите  его сверху  большим пальцем. Оставшиеся пальцы остаются выпрямленными. Кто знает, может быть действительно внутренний слух позволит вам  услышать в завываниях вьюиги пенье жаворонка.

 

       Кругом сплошь «чуть пьяные» от морозных поцелуев гимназистки. В их годы легко «грациозно сбивать рыхлый снег с каблучка». Чтоб и нам тряхнуть стариной, станем делать Мудру «Энергии»,  - приведем в порядок позвоночник и мочеполовую систему - ведь скоро большая вода и половодье страстей. Процесс оттаивания болезненный, а эта мудра  и противоболевой эффект обеспечивает и «шлаки зимнего сна» из организма выгоняет.     

      Начнем готовить телегу зимой:  на обеих руках соединяем в щепоть подушечками большой, средний и безымянный пальцы, оставшиеся пальцы остаются выпрямленными. Обратите внимание, что при этом получается, с позволения сказать, фигура «козы рогатой», вокруг которой всегда фигурируют многочисленные домыслы и охочие до молока «малые детки». И если у нас сегодня «пальцы в растопырку» стали всего лишь обозначением «крутизны», не дай вам бог изобразить эту «мудру» прилюдно где нибудь в Италии. У них это означает совсем дугое - нет худшего оскорбления для мужчины, чем «корнуто».  И почему это созвучны слова «коза», «корнуто», «корона» и «казни-козни»?

     «Удачливые люди не рассуждают о том, как быть спокойными и счастливыми. даже видя во сне духов, они не теряют самообладания. Неудачники не замечают, как  у них все валится из рук. Они даже в веселой шутке усматривают козни

         Посещаете ли вы зимой свое загородное имение? Летом то горожанок так и тянет в деревню, а когда «текучая влага инь» превращается в «ледяной ян», что там горожанкам делать? Не на печи же лежать? Деревенские - они зимуют как деревья в поле. Становятся морщинистыми и обветренными, но при этом чаще остаются молоды душой, ведь храм природы у них прямо за окном: «Белая береза под моим окном, принакрылась снегом...» Еще более «влюбленные слова» о деревне сказал опять же человек восточный, индийский светоч Рабидранат Тагор: «..Деревня подобна женщине, она стоит у колыбели народа. Она - источник жизни. Она дает людям...пищу, незатейливую поэзию повседневности и те изначальные ритуалы поклонения красоте, что словно бы сами по себе рождаются в деревне..»

     Подъедая запасы, бережливо подкладывая сено в ясли, «оседлые деревенские жители» с надеждой глядят на солнце и ждут новины - первой зелени крапивы. Вот оно - смирение. «...Поистине, победа над собой человека, живущего в постоянном самоограничении, смирившего себя, лучше, чем победа над другими людьми

    Зимняя  летаргия - не безмятежный сон. Она как кошмар от которого не отвязаться, не проснуться раньше времени.  Можно ли управлять зимними снами?  Можно ли научиться обуздывать свои мысли?

     Дхаммапада на сей счет вот что говорит: «Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу....Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало, - благобузданная мысль приводит к счастью.»   

       Китайские мудрецы более конкретны и оптимистичны: «Давая волю желаниям, не радуйся красивым вещам и не позволяй себе увлечься ими. Стоит хотя бы раз возжелать их и ты увязнешь вглубь на тысячу сажен. Предаваясь думам о правде, не страшись трудностей и не отступай перед ними. Стоит отступить перед ними хотя бы на шаг и ты будешь отброшен назад за тысячу гор.»

     «Движущая сила небес непостижима. Она сгибает и расправляет, расправляет и сгибает. Она играет героями и ломает богатырей. Благородный муж покорен даже невзгодам. Он живет в покое и готов к превратностям судьбы. И небо ничего не может с ним поделать

        И мы переживем зиму, переживем темноту, холод и страхи. Петух, кажется, уже пропел. Собаки залаяли на другом конце деревни. Да и Солнце через стекло как будто бы уже пригревает. Ничего, скоро  проснемся, распрямимся, расправим плечи, скинем ночные зимние страхи, «распушим перья», а там - и пора гнезда строить настанет.

 

Весна -  время Дерева и Ветра – метафора вина из одуванчиков

«В Китае, как ты знаешь, и сам император и  все  его подданные -  китайцы...

                                                                                                              ( Г.Х. Андерсен «Соловей»)

Известная с детских лет стихотворная строчка:".. зима недаром злится, прошла ее пора.."- на самом деле посвящена весне. Поскольку согласно представлениям восточной медицины, непостижимым образом связаны воедино: элемент Дерево, сезон - весна, патогенный фактор - Ветер, органы - печень с желчным пузырем и эмоция-гнев. Печень "открывается в глаза", на Востоке так и говорят :"..заболит печень - испортится зрение", а гнев, как известно, может "застить глаза".

Подобно тому, как еще среди снегов с неудержимой силой набухают и взрываются сверкающие бутоны-почки вербы, попирающей сонное оцепенение, пробуждающей, предвещающей радость воскрешения чувств, так вот и Дерево отвоевывает у зимы пространство и время. Дерево, дружит с шумящим в его кроне Ветром, суть которого - движение, самой жизни присущее

После зимней  "выжидательной  отстраненности", пробужденные природные силы рвутся наружу с яростной силой половодья. Приходит время большого поста, помогающего усмирить гневливую раздраженность, превратить ее в доброту и успокоить печень. Печень неустанно синтезирует холестерин, а из него все стероиды и стероидные  половые гормоны и "неистовые эстрогены", прежде всего. Старые зимние жиры клеточных мембран должны быть "переплавлены" и обновлены для жизни новой. Уменьшение калорийности рациона, с увеличением доли баластных веществ - очищающей клетчатки из овощей и грибов, а также преобладание в питании постных масел и лецитина, которым богаты орехи, - все этому способствует.

Не лишними будут и две мудры из арсенала Аюрведы. Мудра Жизни - придаст бодрость телу и духу, повысит работоспособность и улучшит зрение. Она напоминает старообрядческое двоеперстие: кончики мизинца, безымянного и большого пальцев соединены вместе, а оставшиеся два пальца выпрямлены

Мудра Воды, применяющаяся при заболеваниях печени, вздутии и коликах. Прижмите мизинец правой руки к основанию большого пальца, положив последний-сверху. Оставшиеся пальцы правой руки выпрямленыбнимите кистью левой рукой правую так, чтобы большой палец левой руки был над большим пальцем правой. Получилась фигура из 3-х скрещенных и 3-х выпрямленных пальцев, напоминающая формой шестиугольные квазикристаллы воды. 

Живая талая вода наполняет клетки живых существ. Мартовская "весна света" сменяется апрельской "весной воды". Вслед за "осеребрившейся" вербой, цветок мать-и-мачехи самотверженно "теплит землю" на проталинах..Еще немного и проснутся синеокие хохлатки и разноцветные медуницы, а там - и пролески, и ветренницы, а потом и царственный одуванчик, величаемый природолюбивыми англичанами не иначе, как -  "лев-пижон". Дождались! Выползайте из нор звери и люди, просыпайтесь и радуйтесь, и любите!

Рецепт "вина из одуванчиков", похоже, известен только славному Рею Брэдберри, вареньем из одуванчиков теперь никого не удивишь, а вот рецепт вккуснейшего и радующего печень кваса из цветов одуванчика в тайне от сестер держать не будем. На литр кипяченой и слегка теплой воды возьмите по 100 гр. цветков и сахара. Перемешайте и через 2-3 дня начинайте дегустировать. Не удивляйтесь, если позже  квас превратится в не менее вкусный кисель. И то и другое радует печень и умиротворяет.

Старинный китайский афоризм гласит: "В снежную ночь, при ясной луне сердце становится чистым. С весенним ветром, в теплую погоду в душе воцаряется мир. Жизнь природы и человеческий дух слиты неразделимо."

Жар сердечный или о врачующих сердце метафорах

 

                   «В Китае, как ты знаешь, и сам император и  все  его подданные -  китайцы...

                                                                                                              ( Г.Х. Андерсен «Соловей»)

              В сказке Андерсена  соловей спас вступившего в осень жизни императора,  напомнив ему о весне и  любви. А что может быть благодатнее для усталого и одинокого сердца? Как известно, «сердце даже у императора помещается слева».

     А у нас давно уже осень. За окном, на правах птицы с постоянной пропиской, кого-то устало ругает ворона. Запахи грибного бульона на кухне напоминают о канувшем в Лету грибном лете. В китайской медицине, еще с тех давних времен, когда каждый медик был философом, летний сезон было принято соотносить с сердцем. И это вроде бы естественно: жара и пламенный огонь страсти, нега русалий, дачные и пляжные романы, поиск понимания и дополнительного тепла. По китайскому календарю осень началась еще восьмого августа, но лишь теперь когда горение страстей вконец поутихло, когда на огороде готова плодоносить даже брюссельская капуста, можно спокойно пить заваренный из крымских трав чай, сидя у самовара «со своей Машей». Наступила долгожданная для русского человека пора отдохновения и философствования, а значит - можно лучше узнать свое собственное сердце - «обитель духа Шень», ведающего психоэмоциональными силами.

       Прежде, когда в медицине аппаратуры было мало, и на беседы с пациентом «отводилось» предостаточно времени, «горчичник на область сердца», в сочетании с ободряющим словом исполненного добродушия земского врача - был надежным средством от сердечной боли и беспокойства. Напоминая об этом, не хочется выглядеть ретроградом,  да и кому придет в голову оспаривать достижения современной кардиологии? Такое, например, ее откровенияе, что миокарду по нраву «подношения» кураги и печеного картофеля, калия и магния, «аспаркама» или «панангина». Станем ли мы возражать против популярной ныне рекомендации нутрицевтов: взбадривая себя крепким кофе, «закусывать», хотя бы время от времени,  столовой ложкой гранулированного лецитина, чтобы, снабдив организм недостающим инозитолом,   «гармонизировать» свое кофеиновое пристрастие, а заодно и понизить уровень «плохого холестерина». Нельзя не отдать должного врачующим сердце травам и  пряностям: боярышнику и гибискусу, имбирю и кардамону, а также шлемнику и семенам лотоса, да и про пахучий чеснок, хотя бы к воскресному обеду, не следует забывать. Однако об этом, как говорится, «известно всем, и сказано довольно...».

      Поговорим  же о том, что на первый взгляд, не является предметом медицины -  о  врачующих сердце метафорах. Ведь миокард - не просто мышца, и мы явственно ощущаем это, когда наше сердце наполнено любовью, исполнено  радости бытия.

       «В покое очишаются мысли, и ты видишь истинную суть сердца. В праздности дух становится податливым, и ты познаешь истинный исток сердца. В безмятежности помыслы становятся глубокими, и ты постигаешь истинную основу сердца. Для того чтобы узреть свое сердце и прикоснуться к подлинному, нет ничего лучше этих трех состояний.» 

      Отдав должное красоте и мудрости этого китайского афоризма, попытаемся «навезти на резкость» и понять о чем, собственно говоря, идет речь. Каково деловым людям, привыкшим к мысли о том, что надо работать и работать, - как работает миокард - неутомимый до поры до времени «пламенный мотор», - слышать разговоры о покое, праздности и безмятежности?  Проблема однако в том, что «починка нашего мотора» дело хлопотное. Ну не уповать же на ставшие распространенными сегодня операции коронарного шунтирования? Или может быть ишемическую болезнь можно «упредить» строгой диетой без холестерина? Однако разговоры о холестерине, «забивающем атеросклеротическими бляшками просвет сердечных сосудов», могут испортить вкус сливочного масла на утреннем бутерброде, но проблему не решат. К тому же, с чего это все «взъелись» на холестерин? Это же исходное «сырье» для синтеза гормонов, и проблема лишь в том, как мы обходимся с этим «сокровищем». Природу трудно обмануть, и  если человек был задуман как существо «самодвижущееся», то кого винить в том, что он самовольно выбрал образ жизни в «самодвижущейся повозке»?

     Осознание того факта, что подобно дамоклову мечу над человеком деловым, амбициозным, готовым взорваться эмоциями, так называемым гиперреактором, нависает угроза развития грудной жабы-стенокардии или даже инфаркта -  определенно «не веселит». Ежели все время тревожиться, то как при этом не «разучиться» радоваться, как сохранить мир в своем сердце?  

     «Если воду не мутить, она сама по себе отстоится. Если зеркало не пачкать, оно само по себе будет отражать свет. Человеческое сердце нельзя своей волей сделать чистым. Устраните то, что его загрязняет, и его чистота сама по себе проявится. Радость не нужно искать вовне себя. Устраните то, что доставляет вам беспокойство, и радость сама собой воцарится в вашей душе 

 

        Состояние сердца, его «душевный настрой» сказывается на способности мыслить и чувствовать, проявляясь в «выражении сияющих глаз» и оттенках нашего голоса. О том же гласит и латинская мудрость:  Sermo est imago animi. «Речь - образ души»,  - то есть сердца.

    В микрокосме нашего организма повсеместно женственный и спонтанно-непредсказуемая инь должен быть уравновешена «грубовато-структурированным» и «по мужски-надежным» ян. Утонченная и «работящая», иньская  природа сердца уравновешивается материальным, «разборчивым-переборчивым» янским началом тонкого кишечника, в котором пылает огонь пищеварительных ферментов - Агни. Работают инь и ян сообща, как жена и муж, составляя семью  элемента Огонь, и через свой «семейный очаг» управляют артериями и венами, в которых, пульсируя, проносятся мириады полных красных лун - эритроцитов.

    «Отфильтровывая чистое от грубого», тонкий кишечник не только добывает «материализованную энергию» для неустанной работы сердца, но и защищает дух Шень. Когда дух наш «возвышается», например при влюбленности, мы забываем про еду, можем с легкостью обходиться без пищи, сжигая запасы жира можем голодать и поститься.

    «По молодости» нередко наблюдается самовозгорание крови - этой «жидкости особого рода». Прежде молодые люди спасались от такой напасти, принимаясь рисовать где попадя, - то на полях конспектов, а то и на заборах, - образ сердца, пронзенного стрелой. С возрастом «пыл в крови» возникает все реже, зато повышается кровяное давление. В полном соответствии с законом, согласно которому «подобное лечится подобным», утихомирить давление поможет изображение все той же стрелы, составленное пальцами рук. Дети в возрасте купидончиков любят выделывать пальцами разные фигуры. Оказывается в арсенале древней индийской медицины - Аюрведы, есть похожий метод лечения. Это йога пальцев - мудры.

   Чтобы сделать  мудру «Громовая стрела», которая помогает при гипертонии и других сердечно-сосудистых расстройствах, соедините между собой подушечками указательные пальцы рук, большие пальцы приложите друг к другу боковыми поверхностями, а оставшиеся пальцы  - скрестите.

     Успокойтесь, думайте о чем-то приятном, и оставайтесь в таком положении минут 45 - отнеситесь к этому, как к уроку самопознания.  Вот тогда-то чужеродный предмет (у кого - стрела,  у кого - заноза, а у кого то просто вредоносная мысль) -  выпадет из  сердца, и жить станет веселей. Спору нет, если сочетать такое лечение с прогулками на лоне природы в приятном обществе, то эффект  будет еще более разительным, поскольку и кислороду прибудет, и  плохой холестерин превратится в хороший, а кроме того, каждый орган любит свои пейзажи:

      «В снежную ночь при ясной луне сердце становится чистым. С весенним ветром, в теплую погоду в душе воцаряется мир. Жизнь природы и человеческий дух слиты неразделимо» 

       А если они разделены? Если довелось жить  «во времена перемен»? Если уже забрезжил призрак болезни, а боль словно бы подталкивает к осознанию чего-то? Как найти выход, не покидая стен «равелина рутины», не меняя привычного уклада, не выпадая из привычного потока жизни?

     Давайте оглянемся по сторонам и в всяком мгновении жизни поищем ту безмятежную, «нечаянную радость», которая не позволяет злорадству, самопроизвольно возникающему в азартной, суетной погоне за успехом, обмануть сердце и пустить в нем корни своей грибницы. Если в подобных рассуждениях кому-то из вас почудился излишний морализм, то должно заметить, что с научной точки зрения, эмоции мгновенно «материализуются» и  через посредство эндорфинов и гормонов. оказывают то или иное воздействие на каждую клеточку организма.

       Любовь и искренность питают «сердечный огонь» и, наоборот, такие легко «маскирующиеся под деловую хватку» эмоциональные проявления как  нетерпение и  нетерпимость, жесткость и ненависть способны разрушить даже тренированное сердце спортсмена. Воистину: «Когда сердце опутано страстями, страна радости превратится в океан страданий»

     «Что толку в том, если человек обретет весь мир, но душе своей повредит?» Горьковский Данко превратил сердце в пылающий жертвенный факел. А кому приносит свое сердце в жертву человек, «ступающий по головам»,  погоняющий и загоняющий своих «залетных коней»? Химерическим амбициям, виртуальному успеху? Но разве это не саморазрушение? Ведь сердце, лишенное сострадания и любви не может не сжиматься от боли!    

 

         Околдованной силами зла Василисе Прекрасной, пришлось носить холодную лягушачью кожу. При грудной жабе-стенокардии холодеет, сжимаясь от боли сердце. Особенно «мерзнет» близкая к сердцу левая рука и... мизинец - то место на руке где «замыкается» энергетический канал сердца. В области лучезапястного сустава, на стороне мизинца расположено созвездие акупуктурных точек канала сердца,  «главная звезда» которого, - точка Шень-мень  («Божественные ворота»), известна своей способностью гармонизировать работу и сердца и психики. И это тоже факт вполне научный.

      Как показали исследования старейшин отечественной рефлексотерапии - отца и сына В.Г. и М.В. Вограликов из Нижнего Новгорода, в области «созвездия точки Шень-мень» и далее по ходу канала сердца - по направлению к мизинцу, при ишемической болезни отмечается явное «похолодание»,  хорошо заметное на  тепловизионных картинках - термограммах.

      Жизнь - это свет и тепло. Не хватает сердцу тепла,  - жизнь под угрозой.  Во дни «лютейшего телесного недуга и страшных нравственных тревог» помогает «поэтический рецепт» от Ф.И. Тютчева:

Счастлив, кому в такие дни

Пошлет всемилосердный бог

Неоценимый, лучший дар -

Сочувственную руку друга,

Кого живая теплая рука

Коснется нас, хотя слегка

Оцепенение рассеет

И сдвинет с нас ужасный кошемар

И отвратит судеб удар,  -

Воскреснет жизнь, кровь заструится вновь,

И верит сердце в правду и любовь.

    Ну, а если нет рядом доктора,  нет «живой и теплой руки друга»? Прежде всего не пугайтесь, так как страх увеличивает спазм, а спазм - усиливает холод. Чтобы согреть отмороженный пальчик» и показать бессердечной «снежной королеве» кукиш - нужно сразу же сделать аюрведическую мудру, которая так и называется  - «спасающая жизнь при сердечном приступе».

         Для этого нужно прижать указательный палец  к основанию большого пальца, затем соединить «в щепоть» большой, средний и безымянный пальцы, а мизинец при этом должен оставаться распрямленным и вытянутым. Средство проверенное и эффективное, особенно когда под руками нет нитроглицерина, нет и валидола с валокордином, нет ничего ароматного или раздражающе-согревающего, чтобы можно было подержать под языком - даже глотка коньяка или настойки красного горького перца.

         Эту же мудру, и пусть вас не смущает, а радует созвучие со словом мудрость «иностранного имени» ее, ибо все родные языки вышли из санскрита, -  из праматери Индии, - можно использовать и с профилактической целью. Выполняя ее обеими руками по нескольку раз в денть, помогая «отмороженным» мизинцам распрямляться, забывая при этом, хотя бы на время, о делах и хлопотах, вызывая в памяти образы безмятежного детства, вы поможете своему сердцу «оттаять». Помните мальчика, который «впрягся в салазки и вообразил себя конем». Не сама ли мать-природа «грозит в окно» этому «шалуну с замороженным пальчиком»? А каково пришлось андерсеновскому Каю, закоченевшему от «формализма» в богатых чертогах Снежной королевы? Его сердце смогли растопить только  любовь и слезы Герды.

      Помните как заканчивается сказка Андерсена? «Бабушка сидела на солнышке и громко читала евангелие: «Если не будете как  дети, не войдете в царствие небесное!.»..Кай и Герда..сидели рядышком, уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло теплое, благодатное лето!»

    Да здравствует животворное тепло, да рассеются чары злых троллей, и пусть «из фьордов сердца плена на простор выходят льдины»!

     Один из столпов отечественной медицины как-то философски заметил, что когда он смотрит на сердце человека, уже оставившего свое тело, то зачастую никак не может понять, как это можно было жить с таким больным сердцем, а иногда, наоборот, ему не понятно почему это  сердце вдруг перестало биться. 

       Китайские мудрецы, как всегда метафорически-уклончиво, так говорят на сей счет:

«Среди суеты человеческое сердце часто теряет свою непосредственность. Отрешись от мыслей, обрети покой -  и ты будешь плыть вместе с облаками в небе, очищаться от пыли под струями дождя, радоваться, слушая пение птиц, и прозревать свое естество, созерцая опадающие цветы...»

 

Межсезонье, хранящее сырость, или о метафорах  оттепели – бабье лето четырежды  в году

 

                    «В Китае, как ты знаешь, и сам император и  все  его подданные -  китайцы...

                                                                                                              ( Г.Х. Андерсен «Соловей»)

 

             Поговорим об элементе Земля и межсезонье (МС) Если осени соответсвуют Острый вкус, патогенный фактор Сухость и эмоция Печали, а зиме, соответственно, вкус Соленый, Холод и Страх, то МС – вкус Сладкий, Сырость и Озабоченность. Но почему мы ведем разговор о Земле и МС среди зимы - спросите Вы?.  Как ни странно только раз в году мы чествуем МС -  как праздник плодов земли и бабье лето (оно же лето индейское и лето Св. Мартина). Однако в наших широтах МС бывает 4 раза в году (из 365 дней по 73 дня на  каждый из 5 сезонов (четыре - чествуемых и один незаметный–МС). Поскольку элемент Земля соотносится с Сыростью, уместно соотнести МС с 4 фазовыми состояниями воды (кристаллизация, таяние, испарение и конденсация), а значит и межклеточного матрикса - излюбленного ныне предмета биологической медицины. Поначалу такой расклад выглядит непривычно, но зато в лучших традициях восточной медицины хорошо объясняет обусловленные «патогенными энергиями», то есть реакциями межклеточного матрикса массовые влажно-сопливые страдания в период МС. На МС выпадают остатки предыдущего и начало следующего сезонов. На каждое МС приходится 18 дней с 20-х чисел ноября по декаду декабря – фаза кристаллизации,. соспровождаемая «ломотой в костях», с конца февраля по 8 марта (таяние буквальное и в переносном смысле), в мае-июне дни, посвященные в народном календаре целебным свойствам росы -  испарение воды, а с конца июля плюс декада августа – конденсация, с соплями и странными «летними поносами»..  Смена сезонов происходит плавно, но всякий раз через превращения Сырости, как вовне, так и внутри..

   Йоги чистятся и постятся, однако даже им не просто управлять телесной влагой. Вода подмывает дамбы и плотины, рушит уклад и рутину.. Вот так и простуда ( катар) вырывает нас из привычного потока жизни, укладывает в постель, заставляет потеть и сопливиться, принимать горечи и потогонный чай -  выводить излишнюю Сырость. Вот и мудры по случаю:

    Мудра Воды:  На правой руке прижать большим пальцем мизинец так, чтобы он касался основания большого пальцастальные пальцы правой кисти выпрямлены. Левой рукой обхватить снизу правую так, чтобы большой палец левой руки прижимал сверху большой палец и мизинец правой руки. Эта мудра поможет избавиться от избытка сырости и слизи  как в желудке, так и в легких, применяется также при вздутии живота, коликах и заболеваниях печени. 

      Три колонны космоса – эта мудра применяется при общей слабости и снижении иммунитета.

Нужно соединить в подобие щепоти указательный и большой пальцы левой руки с указательным пальцем правой, положить сверху средний и безымянный пальцы правой руки на те же пальцы левой, а мизинец левой руки просунуть под указательным пальцем правой руки и прижать кончик его  мизинцем той же руки. Получается некая диковинная  конструкция. Такая вот йога пальцев, влияющая на циркуляцию «телесной энергии».

        Элементу Земля соответствуют системы селезенки-поджелудочной железы и желудок, поэтому эмоции озабоченности и  избыток сладкого ранят эти органы… Восточные мудрецы говорят: «Среди вещей приятных нет ничего приятнее пренебрежения делами. Среди вещей неприятных нет ничего неприятнее отягощенности заботами. Только те, кто изнемогают от забот, знают, что праздность - счастье. Только те, кто не ведают волнений, знают, что отягощенность заботами - горе.»..

        Этот древний китайский афоризм мог бы стать девизом славного Гаргантюа и сына его Пантагрюэля. Эти веселые ребята, собравшие в себя кажется все худшее, что женский ум мог бы обнаружить в мужском начале, были порождены веке гением доктора медицина и писателя  Франсуа Рабле. Эти, парочка, просыпающая на своем жизненном пути кучки скабрезностей произвела фурор в тихой европейской размеренной жизни. Имя Рабле стало именем нарицательным - раблезианство. Мы вспомнили этих знаменитостей эпохи барокко, когда беззаботное обжорство было в порядке вещей.. Однако, те же мудрецы свидетельствуют, что «Яства, приятные на вкус,  - это отрава, от которой портится желудок и размягчаются кости. Откажись от них, и ты избегнешь многих тягот. Пустые развлечения вредны для здоровья и губительны для добродетели. Покончи с ними, и тебе не о чем будет сожалеть

       «Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути. Лесной ворон... провожал девочку..го жена сидела на воротах и хлопала крыльями; она не поехала провожать Герду, потому что страдала головными болями с тех пор, как получила должность при дворе и стала объедаться. Карета была битком набита сахарными крендельками...»

      Давайте сдобрим «крендельки переслащенной обыденности» горькими аюрведическими травами для желудка и поджелудочной железы: куркума и золотая печать – хороши для селезенки, куркума, гранат, одуванчик - для поджелудочной, а  кардамон, кумин, фенхель и черный перец -  для желудка.

Не забудем и про «бабушкины средства»  - будем «ходить в баню по субботам», потеть, регулировать влагу тела и радоваться жизни без болезней

 

 

Прощай, осень, прощай печаль... или о метафорах, врачующих легкие

 

        «В Китае, как ты знаешь, и сам император и  все  его подданные -  китайцы...»

                                                                                                              ( Г.Х. Андерсен «Соловей»)

                                                           

         Перебирая лепестки волшебной сливы мэй-хуа, следуя позициям китайской системы пяти элементов, на поговорим об элементе Металл. Поскольку этому элементу соответствует вечер года, наша беседа будет посвящена проводам осени.

    Первый снег - как долгожданный праздник. Дети спешат проложить лыжню по едва припорошенной снегом траве. Почуяв запах снега, «люди из горнолыжной тусовки» звонят друг другу, чтобы поздравить с первым снегом и открыть новый сезон. Даже завзятые домоседы  вылезают из своих берлог поглядеть на снег.

    Темень осенних вечеров отступила. Воздух бодрит и нет уж былой потребности курить, чтоб разогнать осеннюю тоску-печаль. Хоть ученые мужи и говорят, что согревание «носогубного треугольника» способствует «душевному расслаблению», хоть и жаль привыкшему к осеннему одиночеству человеку расставаться с сигаретой-носогреечкой или люлькой-трубочкой, пора любования дымами костров и причудливыми узорами сигаретного дыма кажется прошла:

                                                                   «Непогода - осень - куришь,

                                                                     Куришь - все как будто мало.

                                                                     Хоть читал бы, - только чтенье

                                                                    Подвигается так вяло...»

                                                                                                                  ( А. А.Фет)

        Теперь, когда воздух утратил прежнюю густоту пряно-прелых ароматов и можно полной грудью «пить» морозную свежесть, хочется действовать. Не даром восточная метафизика наделяет легкие способностью «питать вдохновение». Сами слова «вдох» и «вдохновение»  - прямые родственники, как в русском, так и, похоже, в других языках. Например в английском,  «inspire” - вдыхать, воодушевлять, а “inspiration” - вдохновение.

    Свободное дыхание рождает надежду, оптимизм, свежесть восприятия, способность воспринимать новизну. Да что у китайцев, у «латынян» - то же: «Dum spiro - spero». «Пока дышу - надеюсь».  И, наоборот, безнадега-печаль  ослабляет и ранит легкие, порождая кашель и астму, вызывая застой, спазм и ...запор, поскольку легкие и толстый кишечник работают сообща и составляют единую семью  элемента Металл. Легкие - «влагой дышащая инь», и толстый кишечник - «оформляющий, структурирующий ян», - вместе  отвечают за состояние кожи и слизистых, поскольку поверхность легких и  кишечника - это как бы кожа «завернувшаяся вовнутрь».

    Они сообща управляют Сухостью. Благодаря их работе по «высушиванию», все, что осенью шелестело, съеживалось и засыхало, теперь пребывает в идеальном, кристаллическом состоянии. За осенний период была «изгнана»  излишняя влага и слизь, накопленаая летом, чтобы от жары не засохнуть. В предчувствии холодов «органы-металлисты»  вывели и «провели» излишки влаги от Земли (селезенки - поджелудочной железы и желудка) к управляющим Водой почкам. Животворящая  влага была «проведена» из сырых грибных туманов поры межсезонья,  через серебро осенних заморозков, и   еще далее -  в ледяную сухость и холод зимы.

     Подобно тому, как на дачных участках была загодя слита вода из кадушек и прочих емкостей, так и организм, готовясь к зиме, удалил избытки влаги,  чтобы морозом «не разорвало». Такая вот «тотальная аналогия»: «что на небе, - то и на земле», что вовне, - то и внутри.

       Помимо своей основной работы - газообмена, легкие действительно «выводят влагу» - с дыханием и потом, а также с мокротой. Колышатся, словно мерцают, ворсинки мерцательного эпителия бронхов. Благодаря их работе, за сутки пол-литра влаги незаметно для нас попадает из легких в желудок. Все, что у курильщика накапливается в легких, оказывается затем в желудке и в толстой кишке. В тесной функциональной связи легких и кишечника коренятся истоки как гастрита курильщика, так  и известного «послабляющего действия» сигареты.

     Когда в организме происходит борьба с вредоносными влияниями Холода, Жары и Ветра,  мы потеем -  это легкие гонят «патогенное начало» через кожу. Потливость верхней части туловища вообще характерна для легочных заболеваний.

         В безмятежной «светлости осенних вечеров» можно вдруг ощутить дыхание «порывистого, холодного ветра». Так и люди: меняют порой осеннюю печаль с «кроткой улыбкой увяданья» на решимость действия. Забывают про хандру, радикулит, прочие «корешковые синдромы» и отважно переворачивают корнями кверху (с помощью металла опять же, заметьте)  - пласты земли на огородах и дачах.

    Провожая осень, мы расстаемся с ее атрибутами: грустью осиротевшего сада, трезвящими запахами «цветов запоздалых» и пряным вкусом грибов рыжиков, которыми, между прочим, в старину лечили легочный туберкулез - чахотку. А осенью все чахлое. Посеребренная пожухлая трава «громыхает» под ногами словно жестяная. Покрытые снегом засохшие цветы кажутся металлическими, напоминая те, что «сохнут» под потолком станции метро Чеховская.

      Да что мы все о грустном! Снег, снег на улице! Настроение теперь приподнятое, и что-то совсем уже не хочется листать томик сочинений Антона Павловича.

     Ох уж эта осень-печаль, кого-то согнула, а кого-то  взбодрила. Когда в средней полосе России, где-нибудь в Болдино с дерев осыпается последнее золото, в солнечной  Эфиопии начинается пиршество весны. Не потому ли сегодня, устраиваясь на очередную зимовку «на семи холмах посреди болот», спасаясь медами и наливками, поглядывая за тем, чтобы «и по усам текло и в рот попало», согревая у батарей зябнущие чресла, мы взбадриваемся, перечитывая «осенние» стихи счастливца, мощь генетической памяти которого, породила средь черной тоски фонтан «золотого периода». А за экватором, как известно, с сезонами  все наоборот:

                  «... Теперь моя пора: я не люблю весны;

                       Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;

                       Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

                       Суровою зимой я более доволен...»

 

      Да-с, в годичной череде сезонов власть элемента Металл завершается, и бразды правления переходят к элементу Вода - почкам и мочевому пузырю. На проводах осени полезно будет  пить травяной отвар, укрепляющий легкие, выгоняющий остатки слизи и печали. Заварю-ка я в китайской кружке с крышкой мать-и-мачехи  лист, да положу в «узвар»  девясилу, добавлю еще имбиря и меда. Ибо, как говорится в аюрведическом руководстве, «польза имбиря в лечении заболеваний пищеварительной и дыхательной систем широко известна», а у девясила премного «сил». Будучи ароматным сам по себе, девясил хорошо сочетается с кардамоном и корицей. Его используют в качестве потогонного, отхаркивающего, изгоняющего  избыток влаги, а также омолаживающего и укрепляющего легкие средства. Он улучшает отхождение мокроты, дает отдохновение телу и сознанию, а также успокаивает пищеварительную и женскую репродуктивную системы. Солнца не видать, какое уж тут плодоношение?

       Теперь, согревшись травяным чаем и освободив дыхание, продолжим  наши предзимние размышления.   

     Элементу Металл свойственна некая «отрешенность кристаллизации». Вследствие сего по осени нас посещает печаль. Печаль не осознаваемая и не находящая выхода, истощает защитные силы организма. Это тот стресс, который возникает «изнутри». А когда настроение хронически плохое, внешние напасти - тут как тут. Психотерапевты, те вообще считают, что простуда, например, -  это психосоматическое расстройство. Как бы то ни было, при заболеваниях носоглотки, верхних дыхательных путей и легких; в тех случаях, когда  «продуло» холодным ветром извне или же изнутри «нагнали печаль ветры грядущих перемен», полезно будет выполнять следующие мудры:

 Голова дракона: Нужно крепко «обнять» средними пальцами указательные пальцы, а потом соединить кисти обеих рук. Большие пальцы при этом соприкасаются боковыми поверхностями, а безымянные пальцы и мизинцы перекрещены между собой.

    Мудра Поднимающая: Скрестите пальцы обеих рук, но при этом большой палец одной из рук остается сам по себе и располагается в кольце, составленном из указательного и большого пальца другой руки.

    Образ при этом может быть таковым: все пальчики-птенчики согнуты-скрючены, а один  нашел таки в себе силы и вылез, высунув голову, смотрит удивленно на окружающий мир. 

    Предполагается, что эта же мудра помогает  похудеть (не без разгрузочной диеты, наверное). А почему бы и нет? Видится нечто общее у простуды и ожирения  -  скрытая, вылезающая через формы и кожные покровы, через соматизацию - печаль.

 

     Теперь, когда осенняя печаль улетучилась, «не опасно с ней разобраться», чтобы  понять, откуда она берется. И в самом деле, из чего рождается  «ржа» печали? Этот вопрос занимал людей еще тысячи лет назад. В Дхаммападе,  - древнем памятнике, исполненного психологизма буддизма, в главе «о приятном» перечисляются следующие ее источники:

 « Из приятного,...из склонности, ...из привязанности,... из страсти,... из желания  - рождается печаль, нет печали, откуда страх?»

     Похоже, что из летних страстей, из дачных наслаждений и рождается осенняя печаль «опустевших пляжей, да одиноких скамеек». Однако биение жизни не знает устали. Любви покорны  и «все возрасты», и все сезоны. Прощай осенняя любовь, - печальные глаза и «обметанные» холодные губы. Прощайте, «целующие на ветру», осенние лихорадки. Ходили вы с середины октября, наводили трепет своими медицинскими именами - «ломиха, огниха, трясовница, желтяница, лихоманка, бессоница». Мало кому удалось избежать ваших сладострастных поцелуев, - не верит теперь просвещенный люд в силу горького печального осинового дерева, что при себе нужно было осенью носить, для профилактики, как говорится. Тому же, кто не уберегся, следовало бы знать, что  «..коли ноги сводит, кладут осиновое полешко в ноги, коли болит голова нестерпимо - осиновое полешко кладут под голову». Таков совет от Полины Рожновой - хранительницы народных обычаев. Подобное лечится подобным: печаль осины прогоняет печаль «худосочных лихоманок».

     То ли лихорадкам, то ли томлению осенней любви посвятил стихотворение А.Фет. И оно, кажется, нам « в тему»:

 

«Няня, что-то все не сладко!

Дай-ка сахар мне да ром.

Все как будто лихорадка,

Точно холоден наш дом».

 

«Что за шутки спозаранок?

Уж поверь моим словам:

Сестры, девять лихоманок,

Часто ходят по ночам.

 

Вишь нелегкая их носит

Сонных в губы целовать!

Всякой болести напросит

И пойдет тебя трепать».

 

«Верю, няня!.. Нет ли шубы?

Хоть всего не помню сна,

Целовала крепко в губы -

Лихорадка ли она?»

 

        

     Похоже на то, что у А.Фета осень была не самым любимым сезоном. И мы вот также: «протащились» через сирую печаль осени, и теперь подспудно, благодаря «опережающему отражению действительности» готовы поверить в то, что дождемся появления «теплящего землю» первого цветка мать-и-мачехи. Пройдем через авитаминозы и простуды, настрадаемся от сырости и холода, но непременно «распушим перья» по весне. А сегодня - снег! Снег помогает нам - оседлым жителям «северной равнины», почувствовать себя значительнее и увереннее, особенно когда мы видим съежившихся от холода южан. Может быть самим местом своего проживания в Гиперборее -  земле Апполона, мы обречены на инициацию осенней печалью? Без искушения печалью, напоминающей своей безисходностью умирание, нет трансформации на пути к Духу, как без просыпающей золото в грязь осени нет мощи весеннего половодья и буйного цветенья. Помните как говорится об этом у Андерсена?

    «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого  яйца. Теперь он был рад, что перенес столько горя: он лучше мог оценить свое  счастье  и всю красоту, что его окружала...»

     Но все-таки, что еще нам, «бледнолицым» можно сделать с остатками сезонной печали? Посмотрим по сторонам. Кому-то рядом еще печальнее, еще труднее. Ободримся, вспомним о том, что мы были любимы, что кто-то нас любит и полюбит еще. Представим себе, как под павшей листвой, под снежным покрывалом прячутся семена новой жизни, спят луковицы крокусов, готовые отважно высунуть из снега свои шафрановые пестики-тычиночки.

.

          «При виде цветка, который живет, укрывшись под листьями, я испытываю такое чувство, словно вижу свою тайную любовь» - это знаменитая поэтическая строка из японского «Бусидо» - кодекса воина.

    Превратить печаль в смелость советуют и древние китайцы. Тот, кто приготовился к мертвящей зиме, способен во всем увидеть пронзительную небесную красоту. Благодаря этому из состояния печали мгновенно, «пронзая» страх, он способен подняться в смелость, в  действие. Так - не только осенью, но и в целом «по жизни»:

     «Путь небесной истины невообразимо широк. Стоит лишь немного помечтать о нем, и на сердце становится легко и просторно. Путь людских страстей поразительно узок. Стоит вступить на него, и перед глазами вечно будут колючие травы да грязные лужи

 

    Чтобы развеять грусть, возникшую по той нелепой причине, что немного жаль завершать разговор о метафорах осенней печали,  последуя напутствию китайских мудрецов, решил я «выглянуть из себя», посмотреть не прояснилось ли хмурое небо, не показалась ли где «небесная истина». Подошел к окну, а там:

 

На крыльце выходящем в сад,

Свернутый хвост

Подложив на сырые доски,

В задумчивости сидит собака.

Неподвижен холодный нос,

Застыли прелые запахи.

Сентиментальная сизая дымка

На блестящих ветках.

 

        Спасибо восточным наставникам за помощь в осознании, за ободряющие мысли: «... когда постигнешь радость в печали, поймешь, чем живет сердце

 

 

доктор Воронцов